Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

20 сентября 2019, пятница

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Форма проверочного листа

Приложение

к приказу государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области

от 23.05.2018 № 270

Проверочный лист

(список контрольных вопросов), используемый должностными лицами государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области при проведении плановых проверок за соблюдением обязательных требований, которые оцениваются в рамках осуществления регионального государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Нижегородской области

Настоящий проверочный лист (список контрольных вопросов) применяется при проведении должностными лицами государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области (далее — Инспекция Гостехнадзора Нижегородской области) плановых проверок за соблюдением обязательных требований, которые оцениваются в рамках осуществления регионального государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Нижегородской области.

Форма проверочного листа утверждена приказом Инспекции Гостехнадзора Нижегородской области от 23 мая 2018 года № 270.

Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в настоящий проверочный лист (список контрольных вопросов).

Вид государственного контроля (надзора)

Региональный государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Нижегородской области

Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя

Вид деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя

Реквизиты приказа руководителя, заместителя руководителя Инспекции Гостехнадзора Нижегородской области о проведении проверки

от «____"_____________20___г. № ________

Место проведения плановой проверки и (или) указание на используемые производственные объекты

Учетный номер проверки и дата присвоения учетного номера проверки в едином реестре проверок

от «____"_____________20___г. № ________

Должности, фамилии и инициалы должностных лиц Инспекции Гостехнадзора Нижегородской области, проводящих плановую проверку и заполняющих проверочный лист

Перечень вопросов, отражающих содержание требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки:

№ п/п

Вопросы, отражающие содержание обязательных требований

Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования

Ответы на вопросы*

Да

Нет

Не отно-

сится

1

2

3

4

5

6

1

Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, установленном действующим законодательством, страховать риск своей гражданской ответственности.

Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ст. 4

2

Владельцы транспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», п. 3

3

На механических транспортных средствах и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца.

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, п. 2

4

Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, п. 3

5

На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:

— «Крупногабаритный груз» — в виде щитка размером 400×400 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью;

— «Тихоходное транспортное средство» — в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) — сзади механических транспортных средств, для которых предприятием — изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, п. 8

6

Запрещается эксплуатация:

— тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств;

— транспортных средств, не прошедших в установленном порядке технический осмотр;

— транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, п. 11

7

Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:

— выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие технический осмотр;

— допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории;

— направлять для движения по дорогам с асфальто- и цементобетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, п. 12

8

Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются на транспортных средствах, выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств.

Проблесковые маячки всех цветов устанавливаются на крышу транспортного средства или над ней. Способы крепления должны обеспечивать надежность установки на всех режимах движения транспортного средства. При этом должна быть обеспечена видимость светового сигнала на угол 360 градусов в горизонтальной плоскости.

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, п. 16. 20

9

Машины подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью:

а) внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие помимо сиденья водителя более 8 сидячих мест, — каждые 6 месяцев;

б) остальные машины — ежегодно.

Первый технический осмотр машин проводится непосредственно после их регистрации органами гостехнадзора.

В отношении машин, с даты изготовления которых прошло не более одного года и которые не были в эксплуатации (за исключением внедорожных автотранспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и имеющих помимо сиденья водителя более 8 сидячих мест), первый технический осмотр проводится без проверки их технического состояния с выдачей свидетельства о прохождении технического осмотра.

Последующие технические осмотры машин проводятся (по выбору владельца машины):

в месте, в день и во время, которые определены органом гостехнадзора субъекта Российской Федерации по месту нахождения органа гостехнадзора независимо от места регистрации машин в согласованные с указанным органом день и время.

Правила проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2013 № 1013, п. п. 5, 6

10

Право на управление самоходными машинами подтверждается одним из следующих документов:

— удостоверение тракториста-машиниста (тракториста);

— временное удостоверение на право управления самоходными машинами;

Управление самоходной машиной лицом, не имеющим при себе документа, подтверждающего наличие у него права на управление самоходными машинами, запрещается.

Удостоверение тракториста - машиниста (тракториста) подтверждает наличие права на управление самоходными машинами следующих категорий:

Категория «А» — автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее:

I — внедорожные мототранспортные средства;

II — внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8;

III — внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (за исключением относящихся к категории «А IV»);

IV — внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест;";

Категория «В» — гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт;

Категория «С» — колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт;

Категория «D» — колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт;

Категория «Е» — гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт;

В графе «Особые отметки» удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) или временного удостоверения на право управления самоходными машинами производятся разрешительные, ограничительные и информационные отметки (наличие квалификации (квалификаций), ограничение квалификации, отметка об управлении в очках, стаж, группа крови и др.

Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) выдается на 10 лет. По истечении указанного срока оно считается недействительным и подлежит замене установленном действующим законодательством порядке.

Удостоверения на право управления самоходными машинами, выданные гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в других государствах, заменяются на российские удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) в порядке, установленном действующим законодательством.

Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 № 796, п. п. 3, 4

11

Движущиеся части конвейеров (приводные, натяжные и отклоняющие барабаны, натяжные устройства, канаты и блоки натяжных устройств, ременные и другие передачи, муфты и т. п., а также опорные ролики и ролики нижней ветви ленты) должны быть ограждены в зонах постоянных рабочих мест, связанных с технологическим процессом на конвейере, или по всей трассе конвейера, если имеет место свободный доступ или постоянный проход вблизи конвейера лиц, не связанных с обслуживанием конвейера.

Защитные ограждения должны быть снабжены приспособлениями для надежного удержания их в закрытом (рабочем) положении и в случае необходимости быть сблокированы с приводом конвейера для его отключения при снятии (открытии) ограждения.

В сетчатых ограждениях размер ячейки должен быть выбран таким, чтобы исключался доступ к огражденным частям конвейера.

В зоне возможного нахождения людей должны быть ограждены или защищены:

смотровые люки пересыпных лотков, бункеров и т. п., установленных в местах загрузки и разгрузки конвейеров, периодически очищаемые обслуживающим персоналом;

проходы (проезды) под конвейерами сплошными навесами, выступающими за габариты конвейеров не менее чем на 1 м;

участки трассы конвейеров (кроме подвесных конвейеров), на которых запрещен проход людей, при помощи установки вдоль трассы перил высотой не менее 1,0 м от уровня пола.

Конвейеры, передвигающиеся по рельсам, если они не закрыты специальными кожухами, и конвейеры, установленные в производственных зданиях ниже уровня пола, должны быть ограждены по всей длине перилами высотой не менее 1,0 м от уровня пола.

Перила, ограждающие конвейеры, установленные ниже уровня пола, должны быть закрыты на высоту не менее 0,15 м от уровня пола.

На конвейерах, входящих в автоматизированные транспортные или технологические линии, должны быть предусмотрены устройства для автоматической остановки привода при возникновение аварийной ситуации.

На технологической линии, состоящей из нескольких последовательно установленных и одновременно работающих конвейеров или из конвейеров в сочетании с другими машинами (питателями, дробилками и т. п.), приводы конвейеров и всех машин должны быть сблокированы так, чтобы в случае внезапной остановки какой-либо машины или конвейера предыдущие машины или конвейеры автоматически отключались, а последующие продолжали работать до полной разгрузки транспортируемого груза.

Конвейеры малой протяженности (до 10 м) в головной и хвостовой частях должны быть оборудованы аварийными кнопками для остановки конвейера.

Конвейеры большой протяженности должны быть дополнительно оборудованы выключающими устройствами для остановки конвейера в аварийных ситуациях в любом месте.

При оснащении всей трассы конвейеров тросовым выключателем, дающим возможность остановки конвейеров с любого места, аварийные кнопки для остановки конвейера в головной и хвостовой частях допускается не устанавливать.

В схеме управления конвейерами должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность повторного включения привода до ликвидации аварийной ситуации.

На участках трассы конвейеров, находящихся вне зоны видимости оператора с пульта управления, должна быть установлена двусторонняя предупредительная предпусковая звуковая или световая сигнализация, включающаяся автоматически до включения привода конвейера.

Двусторонняя сигнализация должна обеспечивать не только оповещение о пуске конвейера лиц, находящихся вне зоны видимости с пульта управления конвейером, но и подачу ответного сигнала на пульт управления с участков трассы, невидимых оператору, о готовности конвейера к пуску.

При отсутствии постоянных рабочих мест на трассе конвейера предусматривать подачу ответного сигнала не требуется.

На рабочих местах должны быть помещены таблички, поясняющие значения применяемых средств сигнализации и порядок управления конвейером.

Конвейеры, транспортирующие горячие грузы, должны иметь средства защиты обслуживающего персонала от ожогов.

Конвейеры, предназначенные для транспортирования пылевидных, пыле-, паро- и газовыделяющих грузов, должны снабжаться пылеподавляющими или пылеулавливающими системами в местах выделения пыли, отводами к местной вытяжной вентиляции в местах выделения пара или местными отсосами для подключения абсорбционных устройств в местах выделения газа.

Конвейеры, предназначенные для транспортирования мокрых грузов, должны быть закрыты кожухами или щитами в местах возможного брызгообразования.

Места периодической смазки конвейеров должны быть доступны без снятия защитных устройств.

ГОСТ 12.2.022−80 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Конвейеры. Общие требования безопасности», раздел 3

12

Расстояние между ограждением, изготовленным из перфорированного материала или сетки, и опасным элементом приведены в таблице.

мм

Диаметр окружности, вписанной

в отверстие решетки (сетки)

Расстояние от ограждения

до опасного элемента

До 8

Не менее 15

Св. 8 до 10

Св. 15 до 35

«10» 25

«35» 120

«25» 40

«120» 200

Конструкция ограждения должна соответствовать функциональному назначению и конструктивному исполнению оборудования, на котором оно будет установлено, в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.003−91 и ГОСТ 12.2.061−81, а также условиям, в которых оборудование будет эксплуатироваться.

Конструкция и крепление ограждения должны исключать возможность случайного соприкосновения работающего и ограждения с ограждаемыми элементами.

Ограждение должно быть устроено так, чтобы при работе оборудования его нельзя было передвинуть из защитного положения. Если перемещение возможно, то осуществление его должно привести к останову ограждаемых элементов.

Ограждения, препятствующие доступу к элементам оборудования, требующим особого внимания или специально оговоренным, должны иметь автоматическую блокировку, обеспечивающую работу оборудования только при защитном положении ограждения.

Устройство блокировки не должно применяться для автоматического включения элементов или рабочего цикла оборудования.

Блокировка должна включаться от отдельного включающего устройства, которое в установленных случаях должно быть запирающимся.

ГОСТ 12.2.062−81 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Ограждения защитные.»

13

Устройство компрессорного оборудования (размещение агрегатов, узлов, систем управления и др.) должно обеспечивать удобство и безопасность монтажа, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта. Общие эргономические требования — по ГОСТ 12.2.049.

Все движущиеся, вращающиеся и токоведущие части компрессорного оборудования, электродвигателей и вспомогательных механизмов должны быть ограждены.

Поверхности работающего компрессорного оборудования, подверженные нагреву, расположенные в местах нахождения людей (рабочих местах и местах основного прохода), должны быть теплоизолированы или ограждены устройствами, исключающими случайное прикосновение к наружным поверхностям обслуживающего персонала. Цилиндры компрессоров объемного сжатия и корпуса компрессоров динамического сжатия теплоизоляции не подлежат.

Конструкция картеров компрессоров, служащих емкостью для масла системы смазки механизма движения, не должна допускать выброса масла при повышении давления в полости картера.

Конструкция сборочных единиц компрессоров должна исключать возможность попадания смазочных масел на фундамент и площадку обслуживания.

ГОСТ 12.2.016−81 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Оборудование компрессорное. Общие требования безопасности», раздел 2 (п.п. 2.1.1, 2.1.5, 2.1.13, 2.2.14, 2.2.15)

14

Производственное оборудование должно обеспечивать безопасность работающих при монтаже (демонтаже), вводе в эксплуатацию и эксплуатации как в случае автономного использования, так и в составе технологических комплексов при соблюдении требований (условий, правил), предусмотренных эксплуатационной документацией.

Материалы конструкции производственного оборудования не должны оказывать опасное и вредное воздействие на организм человека на всех заданных режимах работы и предусмотренных условиях эксплуатации, а также создавать пожаровзрывоопасные ситуации.

Конструкция производственного оборудования должна исключать на всех предусмотренных режимах работы нагрузки на детали и сборочные единицы, способные вызвать разрушения, представляющие опасность для работающих.

Если возможно возникновение нагрузок, приводящих к опасным для работающих разрушениям отдельных деталей или сборочных единиц, то производственное оборудование должно быть оснащено устройствами, предотвращающими возникновение разрушающих нагрузок, а такие детали и сборочные единицы должны быть ограждены или расположены так, чтобы их разрушающиеся части не создавали травмоопасных ситуаций.

Конструкция производственного оборудования и его отдельных частей должна исключать возможность их падения, опрокидывания и самопроизвольного смещения при всех предусмотренных условиях эксплуатации и монтажа (демонтажа). Если из-за формы производственного оборудования, распределения масс отдельных его частей и (или) условий монтажа (демонтажа) не может быть достигнута необходимая устойчивость, то должны быть предусмотрены средства и методы закрепления, о чем эксплуатационная документация должна содержать соответствующие требования.

Конструкция производственного оборудования должна исключать падение или выбрасывание предметов (например, инструмента, заготовок, обработанных деталей, стружки), представляющих опасность для работающих, а также выбросов смазывающих, охлаждающих и других рабочих жидкостей.

Если для указанных целей необходимо использовать защитные ограждения, не входящие в конструкцию, то эксплуатационная документация должна содержать соответствующие требования к ним.

Движущиеся части производственного оборудования, являющиеся возможным источником травмоопасности, должны быть ограждены или расположены так, чтобы исключалась возможность прикасания к ним работающего, или использованы другие средства (например, двуручное управление), предотвращающие травмирование.

Если функциональное назначение движущихся частей, представляющих опасность, не допускает использование ограждений или других средств, исключающих возможность прикасания работающих к движущимся частям, то конструкция производственного оборудования должна предусматривать сигнализацию, предупреждающую о пуске оборудования, а также использование сигнальных цветов и знаков безопасности.

В непосредственной близости от движущихся частей, находящихся вне поля видимости оператора, должны быть установлены органы управления аварийным остановом (торможением), если в опасной зоне, создаваемой движущимися частями, могут находиться работающие.

Части производственного оборудования, представляющие опасность, должны быть окрашены в сигнальные цвета и обозначены соответствующим знаком безопасности в соответствии с действующими стандартами.

ГОСТ 12.2.003−91 «Государственный стандарт Союза ССР. Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности», п. 1.1 раздела 1, п. п. 2.1.1—2.1.5, 2.4.10 раздела 2)

15

Буквы, цифры и окантовка на лицевой стороне регистрационного знака должны быть выпуклыми (трапециевидной формы), одинаковой высоты (на одном регистрационном знаке) в пределах не менее 1,0 мм и не более 2,0 мм относительно поля знака.

Для крепления регистрационных знаков должны применяться болты или винты с головками, имеющими цвет поля знака или светлые гальванические покрытия.

Допускается крепление знаков с помощью рамок. Болты, винты, рамки не должны загораживать или искажать имеющиеся на регистрационном знаке надпись «RUS», изображение Государственного флага Российской Федерации, буквы или цифры.

Не допускается закрывать знак органическим стеклом или другими материалами.

Запрещается сверление на регистрационном знаке дополнительных отверстий для крепления знака на транспортном средстве или в иных целях.

В случае несовпадения координат посадочных отверстий регистрационного знака с координатами посадочных отверстий транспортного средства крепление знаков должно осуществляться через переходные конструктивные элементы, обеспечивающие выполнение требований И.2-И.4.

ГОСТ Р 50577−93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования», п. 3.6 раздела 3, п. И5 приложения И

16

Общие требования безопасности к защитным средствам — по ГОСТ 12.2.124.

Конструкция защитных ограждений должна исключать их самопроизвольное перемещение из защитного положения.

Съемные, откидные и раздвижные ограждения рабочих органов — по ГОСТ 12.2.003. Легкосъемные ограждения оборудования должны быть сблокированы с пусковыми устройствами электродвигателей для их отключения и предотвращения пуска при открывании или снятии ограждений.

Опасные зоны рабочих органов, которые конструктивно невозможно оградить, должны иметь бесконтактную блокировку (например, фотоблокировку).

Для откидных, съемных, раздвижных и подвижных элементов стационарных ограждений должны быть предусмотрены скобы и ручки. Усилие снятия или открывания, установки их вручную не должно превышать 40 Н (4 кгс) при использовании более двух раз в смену и 120 Н (12 кгс) при использовании один-два раза в смену.

Крышки люков, если их открывание создает опасность для обслуживающего персонала, должны быть оснащены блокирующим устройством, предусматривающим отключение механизмов и невозможность их включения при открытой крышке.

Защитные сетки, на которых периодически может находиться обслуживающий персонал, должны быть обеспечены соответствующими устройствами, обеспечивающими безопасность при производстве работ.

Вращающие элементы привода конвейера, расположенные ниже 2,4 м от пола, должны быть закрыты кожухами.

Вращающиеся части приводов комплекса должны иметь ограждения.

Части оборудования комплекса, представляющие опасность для людей, должны быть окрашены в сигнальные цвета и иметь знаки безопасности в соответствии с ГОСТ 12.4.026.

В зоне обслуживания установки должна быть предусмотрена блокирующая площадка, исключающая возможность включения установки во время нахождения рабочего на площадке при выполнении операции по заправке шкуры в зажимное устройство.

Все приводные органы машины и ножевой вал в нерабочих местах должны быть ограждены.

На корпусе машины должна быть нанесена стрелка, указывающая направление вращения валов.

В конструкции машины должна быть предусмотрена блокировка, предотвращающая обратное вращение валов.

Съемные откидные ограждения рабочих органов должны иметь блокировку, обеспечивающую останов машины при съеме или при открывании ограждения и предотвращать пуск привода при открытом положении любого из ограждений.

Предохранительная планка должна обеспечивать надежную защиту рук рабочего от попадания их в рабочую зону.

Для экстренной остановки всех движущихся частей на скребмашине и шкафу должны быть предусмотрены аварийные кнопки «Стоп» с выступающими толкателями красного цвета.

Все вращающиеся и движущиеся части скребмашины, представляющие опасность, должны быть надежно закрыты ограждениями.

Открывающие части (двери, ограждения) должны быть снабжены блокирующим устройством.

Привод стола, приводной и натяжной барабаны должны быть закрыты сплошными ограждениями по всей длине, исключающими падение с конвейерного стола. Зоны набегания конвейерной ленты на барабан должны быть ограждены.

При расположении рабочих мест на высоте 0,5 м и выше от уровня пола конвейерные столы должны иметь ограждения по всей длине.

На каждом рабочем месте конвейерного стола должны быть установлены аварийные кнопки «Стоп».

Пусковые устройства должны быть сблокированы с звуковой и световой сигнализацией.

Рабочая зона с боковых сторон и со стороны оператора должна быть закрыта щитками из прозрачного небьющегося материала.

Моечные машины периодического действия должны иметь кожух с люком, сблокированным с пусковым устройством, предотвращающим пуск барабана при открытом люке, а также приспособление для совмещения загрузочного отверстия барабана и люка кожуха при остановке машины. Усилие при открывании и закрывании люка не должно превышать 40 Н (4 кгс).

Крышка центрифуги периодического действия должна иметь блокировку с пусковым устройством. При открытой крышке центрифуга не должна включаться.

Вальцовые кишечные машины должны иметь предохранительное приспособление с блокирующим устройством, автоматически отключающим привод машины при подъеме ограждения.

Рабочие валки для обработки кишок должны быть полностью закрыты защитными ограждениями, имеющими прорезь для заправки кишок в обработку, а место заправки кишок в обработку должно быть указано на корпусе четким знаком (стрелкой).

Шлямовочные барабаны должны иметь кожухи с дверцами, сблокированными с пусковым устройством, а также приспособление, указывающее на совмещение загрузочных отверстий барабана и дверцы кожуха.

Рабочая зона ротора машины должна быть ограждена прозрачными щитками из органического стекла.

Крышка шнека должна быть сблокирована с приводом. Блокировка должна исключать возможность пуска привода при открытой крышке шнека.

Ограждение привода из загрузочного бункера измельчителя должно быть сблокировано спусковым устройством. Блокировка должна предотвращать пуск привода при снятом ограждении.

Съемные и откидные кожухи механизма ножей должны иметь блокировку. Блокировка должна предотвращать пуск привода ножей при открытом кожухе.

Режущие механизмы шпигорезок должны быть закрыты кожухами (горизонтальные, гидравлические и механические шпигорезки) или крышками (вертикальные шпигорезки), имеющими блокирующие устройства с концевыми выключателями. Блокировка должна исключать возможность пуска привода шпигорезки при открытой любой из крышек (кожухов).

Движущиеся ножевые рамки вертикальных шпигорезок должны иметь блокирующее устройство, автоматически выключающее машину при открывании стола.

Выгружатель должен быть сблокирован спусковым устройством. При подъеме выгружателя должно прекращаться его вращение.

Линия должна быть обеспечена звуковой сигнализацией, извещающей о пуске оборудования. Пуск оборудования должен осуществляться по истечении не менее 10 с после подачи звукового сигнала.

Крышка мешалки для подготовки меланжа должна быть сблокирована с приводом мешалки. Блокировка должна предотвращать пуск мешалки и работу при открытой крышке.

Дверь скороморозильной камеры должна быть сблокирована с приводом агрегата и вентиляторами. Блокировка должна предотвращать пуск привода агрегата и вентиляторов при открытой двери камеры. Дверь должна открываться снаружи и изнутри.

Крышка корыта тестомесильной машины (или дежи) должна быть сблокирована с пусковым устройством таким образом, чтобы при ее открывании тестомесильная машина автоматически отключалась.

ГОСТ 12.2.135−95 «Межгосударственный стандарт. Оборудование для переработки продукции в мясной и птицеперерабатывающей промышленности. Общие требования безопасности, санитарии и экологии», п. п. 4.2.1, 4.2.5, 4.2.8, 4.2.9, 4.2.11, 4.2.14 раздела 4, п. п. 7.1.1.7, 7.1.1.8, 7.7.3, 7.7.4, 7.7.14, 7.8.1−7.8.4, 7.12.3−7.12.5, 7.14.1−7.14.3, 7.16.2, 7.17.2, 7.18.2, 7.21.1, 7.21.4, 7.21.5, 7.22.1, 7.23.7, 7.29.1, 7.31.7, 7.36.1, 7.36.4, 7.37.3, 7.54.1−7.54.3, 7.54.5 раздела 7

17

Направляющие конвейера должны быть обеспечены эффективной защитой, чтобы был исключен случайный контакт обслуживающего персонала с ними.

Все ремни или цепи привода от двигателя к редуктору должны быть защищены.

ГОСТ Р ИСО 5710−99 «Государственный стандарт Российской Федерации. Установки для уборки навоза и навозной жижи. Технические требования. Требования безопасности», п. п. 3.2, 3.3 раздела 3

18

Окрашивание узлов и элементов оборудования, машин, механизмов и т. п. лакокрасочными материалами сигнальных цветов и нанесение на них сигнальной разметки должна проводить организация-изготовитель. В случае необходимости дополнительное окрашивание и нанесение сигнальной разметки на оборудование, машины, механизмы и т. п., находящиеся в эксплуатации, проводит организация, эксплуатирующая это оборудование, машины, механизмы.

Сигнальные цвета необходимо применять для:

— обозначения поверхностей, конструкций (или элементов конструкций), приспособлений, узлов и элементов оборудования, машин, механизмов и т. п., которые могут служить источниками опасности для людей, поверхности ограждений и других защитных устройств, систем блокировок и т. п.;

— обозначения пожарной техники, средств противопожарной защиты, их элементов;

— знаков безопасности, сигнальной разметки, планов эвакуации и других визуальных средств обеспечения безопасности;

— светящихся (световых) средств безопасности (сигнальные лампы, табло и др.);

— обозначения пути эвакуации.

Желтый сигнальный цвет следует применять для внутренних поверхностей крышек, дверец, кожухов и других ограждений, закрывающих места расположения движущихся узлов и элементов оборудования, машин, механизмов, требующих периодического доступа для контроля, ремонта, регулировки и т. п.

ГОСТ Р 12.4.026−2001 «Государственный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», п. 4.5 раздела 4, п. п. 5.1.1, 5.1.4 раздела 5

19

Привод — все подвижные части привода (кроме режущих органов) должны иметь ограждения, расположенные на расстоянии, обеспечивающем предотвращение попадания рук в опасные зоны.

Защитные ограждения, закрывающие доступ к рабочим органам машины, должны быть заблокированы. При их открытии рабочие органы должны остановиться. Двигатель не должен работать при открытых рабочих органах. Другие защитные ограждения должны закрепляться на машине при помощи специальных инструментов.

Опасные места на машине должны быть оснащены защитными ограждениями, предотвращающими случайный контакт с ними во время обслуживания машины.

Если защитное ограждение необходимо снимать при обслуживании машины, то на нем или вблизи опасного места необходимо прикрепить предупреждающий знак.

Если конструкцией защитного ограждения предусмотрено дополнительное использование его в виде ступеньки, то оно должно выдерживать нагрузку 1200 Н.

Для предотвращения случайного контакта оператора с любыми элементами выхлопной системы двигателя внутреннего сгорания площадью более 10 см со стабильной температурой свыше 80 С в тени в конструкции машины должны быть предусмотрены защитные ограждения.

Все органы управления, используемые для остановки, запуска или регулирования работы машины, должны быть расположены так, чтобы оператор не находился в зоне разгрузки или перед выхлопным отверстием двигателя.

Запуск двигателя и его остановка:

В машинах с двигателем внутреннего сгорания, запускаемых при помощи рукоятки, должно быть предусмотрено устройство, отсоединяющее рукоятку сразу после запуска двигателя. Не допускается использовать устройство, у которого после запуска двигателя остается свободно висящий трос.

В конструкции машины должно быть также предусмотрено устройство для экстренной остановки двигателя, приводимое в действие рукой без значительного усилия. Для повторного запуска двигателя устройство должно быть отключено.

Идентификация органов управления:

Все органы управления должны быть четко идентифицированы с помощью надписей или маркировки. В руководстве для оператора должны быть четкие и подробные инструкции по обращению с органами управления.

Маркировка:

Идентификация машины:

На машинах должна быть разборчивая несмываемая маркировка со следующей информацией:

- наименование предприятия-изготовителя или поставщика;

— номер или тип модели;

— серийный номер.

Предупреждения и символы:

На всех машинах должны быть на видном месте помещены следующие предупреждающие надписи или соответствующие символы:

- «ОСТОРОЖНО: Вращающиеся режущие лопасти. Руки не должны находиться в приемных отверстиях во время работы машины»;

- «Читайте руководство для оператора»;

- «Пользуйтесь приспособлениями для защиты глаз»;

— «Пользуйтесь средствами индивидуальной защиты органов слуха» (при необходимости);

- «Режущие детали вращаются по часовой стрелке».

Символы должны соответствовать условным обозначениям.

Все символы должны быть объяснены в руководстве по эксплуатации.

К каждой машине должно быть приложено руководство для оператора, содержащее инструкцию по эксплуатации и техническому обслуживанию.

Руководство должно содержать:

- инструкцию по сборке машины (если машина поставляется в неполностью собранном виде);

— инструкцию по правильному регулированию машины, включая предупреждение об опасности от вращающихся рабочих органов, например, «Осторожно, не трогать: вращающиеся лопасти»;

- инструкцию по безопасной и правильной эксплуатации машины, которая, при необходимости, должна содержать:

указания по включению запасных источников энергии, например, пружинных механизмов;

предупреждение о высоком уровне шума и о необходимости применения средств индивидуальной защиты органов слуха или ограничение времени работы одного оператора;

объяснение символов и пиктограмм;

инструкцию по безопасности согласно приложению Б.

ГОСТ Р ИСО 11448−2002 «Государственный стандарт Российской Федерации. Измельчители и дробилки передвижные с автономным приводом. Требования безопасности и методы испытаний», п. п. 4.1, 4.4, 4.5.2 раздела 4, разделы 5, 6

20

Тракторы и машины должны быть оборудованы фарами. Число фар должно быть:

— для тракторов — не менее двух передних и двух задних;

— для машин - по техническим условиям на машины конкретных моделей.

Система пуска двигателя должна соответствовать требованиям ГОСТ 19677 в части блокировки и ГОСТ 20000, приводиться в действие (за исключением системы предпускового подогрева) из кабины и быть пожаробезопасной.

При наличии пускового двигателя запуск его должен осуществляться из кабины.

Двигатели должны быть оборудованы устройством для экстренной остановки при аварийных ситуациях.

Движущиеся, вращающиеся части или части, имеющие температуру свыше 70 °C, кроме системы выпуска отработавших газов, должны быть защищены ограждениями. Требования к ограждениям — по ГОСТ ИСО 4254−1. Ограждения должны обеспечивать защиту от засорения технологическим материалом.

Элементы конструкции тракторов и машин, которые могут представлять опасность при работе, обслуживании или транспортировании, должны иметь сигнальную окраску. Сигнальные цвета и знаки безопасности должны соответствовать ГОСТ 12.4.026.

Зерноуборочные комбайны должны иметь заземление в соответствии с требованиями технических условий на них.

Колесные тракторы и машины должны быть оборудованы крыльями, если отсутствуют элементы конструкции, выполняющие их функции.

Устройства для подъема рабочих органов машины должны стопориться и удерживать их в транспортном положении.

Тракторы и машины, предназначенные для использования или движения по дорогам общей сети, должны быть оборудованы внешними световыми приборами: тракторы и машины, максимальная транспортная скорость которых выше 20 км/ч, — по ГОСТ 8769, при скорости до 20 км/ч - по техническим условиям на машины конкретных моделей.

Тракторы и машины, габаритная ширина которых превышает установленную в 8.4, должны быть оборудованы сигнальными средствами в соответствии с «Правилами дорожного движения» и иметь в верхней точке мигающий световой сигнал оранжевого или желтого цвета, кроме машин, оборудованных фонарями знака «автопоезд».

ГОСТ 12.2.019−2005 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Общие требования безопасности», п. 6.1 раздела 6, п.п. 7.1, 7.2, 7.16, 7.17, 7.21, 7.22 раздела 7, п. п. 8.2, 8.6, 8.7 раздела 8

21

На прицепных, полуприцепных и полунавесных машинах, предназначенных для работы в поле (на животноводческих фермах) и выход которых на дороги общего пользования является исключением, наличие рабочего и стояночного тормозов должно быть установлено в ТУ на конкретные машины. Приводом рабочих тормозов должен управлять с рабочего места оператор ЭС. Привод стояночного тормоза должен быть расположен на машине, быть легкодоступным и несъемным.

Конструкция привода тормозов должна обеспечивать затормаживание машины в случае аварийного расцепления машины от ЭС.

Стояночный тормоз должен удерживать машину без ЭС в заторможенном состоянии на сухой дороге с твердым покрытием на уклоне не менее 18%.

Прицепные, полуприцепные и полунавесные машины, участвующие в движении по дорогам общего пользования, должны быть оборудованы рабочим и стояночным тормозами и предохранительными цепями (тросами) по ГОСТ Р 52746. Допускается не оборудовать тормозами эти машины, если их масса в транспортном положении не превышает 50% массы ЭС или их масса не превышает массы ЭС и разрешенная скорость движения не превышает 10 км/ч.

Машины должны иметь не менее двух противооткатных упоров и иметь места для их хранения. Конструкция упоров должна обеспечивать неподвижное положение машины на уклоне до 15%.

Световозвращатели

— Машины должны быть оборудованы световозвращателями. Количество световозвращателей — не менее двух передних и двух задних. Машины, длина которых в транспортном положении составляет 6 м и более, должны быть оборудованы боковыми световозвращателями.

— Передние световозвращатели должны быть расположены:

— на высоте от 400 до 2100 мм (допускается до 2600 мм, если того требует конструкция машины) от земли;

— на расстоянии не более 400 мм от габаритной ширины машины.

Задние световозвращатели должны быть расположены:

— на высоте от 300 до 2300 мм (допускается до 2600 мм, если того требует конструкция машины) от земли;

— на расстоянии не более 400 мм от габаритной ширины машины.

Боковые световозвращатели должны быть расположены:

— на высоте от 400 до 2100 мм (допускается до 2600 мм, если того требует конструкция машины) от земли;

— на расстоянии не более 3000 мм от переда машины;

— на расстоянии не более 1000 мм от зада машины.

Задние световозвращатели должны быть красного, передние — белого, боковые — белого или желтого цвета.

Расстояние между задними световозвращателями должно быть не более 2000 мм, между боковыми — не более 3000 мм.

Световозвращатели должны быть видны в вертикальной плоскости 15° вверх и 15° вниз от оси отсчета. В горизонтальной плоскости передние и задние световозвращатели должны быть видны 30° наружу и 30° внутрь от оси отсчета, а боковые — по 45° вперед и назад.

Допускается вместо световозвращателей нанесение на элементы конструкции машины кругов, треугольников или прямоугольников красного и белого цветов, вписывающихся в окружность диаметром 100 мм. Допускается также нанесение на элементы конструкции машины чередующихся красных и белых или желтых полос под углом 45°-60° к вертикали с расстоянием между полосами 50 мм. Полосы также могут быть нанесены на сигнальные щитки размером не менее 250×250 мм.

Полосы и фигуры должны быть выполнены из светоотражающих материалов (краски, пленки и др.).

Приборы световой сигнализации

Машины, которые могут в составе СХА перемещаться по дорогам общего пользования и при агрегатировании закрывают приборы световой сигнализации ЭС, должны быть оборудованы собственными приборами световой сигнализации. Требования к наличию и расположению приборов световой сигнализации должны быть установлены в ТУ на конкретные машины.

Знак ограничения максимальной скорости

На прицепных, полуприцепных и полунавесных машинах сзади слева должен быть нанесен знак ограничения максимальной скорости по ГОСТ Р 52290. Диаметр знака от 160 до 250 мм, ширина каймы 0,1 диаметра.

На прицепных, полуприцепных и полунавесных машинах должна быть указана предельная грузоподъемность.

Машины, работающие с соломистыми и другими легковоспламеняемыми материалами, должны быть оснащены приспособлениями для крепления серийных средств пожаротушения: одного огнетушителя (порошкового или углекислотного), штыковой лопаты и швабры.

В технически обоснованных случаях применяют средства пожаротушения, установленные на ЭС.

В конструкции машин для уборки сена, соломы должны отсутствовать скопления или наматывания технологического материала в местах, где имеет место сухое трение между деталями или их соударение.

Места установки средств пожаротушения должны быть легкодоступны и обеспечивать их снятие без применения инструмента.

Защитные кожухи карданных валов, передающих энергию от вала отбора мощности (ВОМ) ЭС к валу приема мощности (ВПМ) машины, должны соответствовать ГОСТ 13758.

Движущиеся и (или) вращающиеся части машин должны быть встроены в конструкцию или защищены ограждениями. Конструкция защитных ограждений машин должна соответствовать ГОСТ 12.2.062.

Защитные ограждения частей машин, подлежащих осмотру в течение рабочей смены, должны открываться без применения инструмента.

Стенки ограждений должны быть сплошными, сетчатыми или перфорированными по ГОСТ 12.2.019.

Защитные ограждения режущих и измельчающих рабочих органов, имеющих большой момент инерции, должны быть обозначены предупреждающей надписью «Внимание, опасно!» или символами, указывающими на опасное место, по ГОСТ Р 12.4.026.

Машины с опрокидывающимися кузовами должны быть оборудованы приспособлениями для фиксации незагруженного кузова в поднятом положении (на одну из сторон или назад).

Рабочие органы фрез и ротационных машин, имеющие принудительный привод и в процессе работы находящиеся над почвой, должны быть ограждены.

Рассадопосадочные машины должны иметь ограждения от колес и гусениц ЭС со стороны подножной доски.

Жатки и косилки должны иметь устройства, надежно удерживающие их в поднятом положении при переездах, техническом обслуживании и ремонте, при этом допускается использование механизмов подъема, работающих от гидросистемы ЭС.

Жатки, имеющие ширину более 4,4 м, должны быть снабжены транспортными тележками или другими средствами, обеспечивающими их транспортирование в соответствии с 4.6.

ГОСТ Р 53489−2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Машины сельскохозяйственные навесные и прицепные. Общие требования безопасности», подразделы 4.3, 4.6, 4.7, 4.8, подпункт 4.9.1 раздела 4, п. п. 5.1.1, 5.1.9, 5.4.1 раздела 5

22

Все движущиеся и выступающие части оборудования вспомогательных механизмов, если они являются источником опасности для людей, должны быть надежно ограждены или расположены так, чтобы исключалась возможность травмирования обслуживающего персонала.

Защитные ограждения — по ГОСТ 12.2.062 (ГОСТ 12.2.124).

Съемные, откидные и раздвижные ограждения рабочих органов — по ГОСТ 12.2.003.

Легкосъемные ограждения оборудования должны быть сблокированы с пусковыми устройствами электродвигателей для их отключения и предотвращения пуска при открывании или снятии ограждений (ГОСТ 12.2.124).

Опасные зоны рабочих органов, которые конструктивно невозможно оградить, должны иметь бесконтактную блокировку (например, фотоблокировку) (ГОСТ 12.2.124).

Крышки питателей и смесителей должны быть сблокированы с пусковым устройством электродвигателей, обеспечивающим невозможность пуска и останов механизмов при открывании крышки.

Сосуды с перемешивающими устройствами должны быть оснащены крышками или предохранительными решетками, сблокированными с пусковым устройством электропривода, исключающим возможность пуска перемешивающего устройства при открытой крышке или предохранительной решетке.

Конструкция тестомесильных машин с подкатными дежами должна предусматривать устройства закрепления дежи на поворотной платформе машин или фундаментной плите и автоматическую блокировку, предотвращающим пуск тестомесильного устройства при отсутствии дежи и при незакрепленной деже.

Крышки (колпаки) и защитные ограждения дежи должны быть сблокированы с пусковым устройством привода месильного устройства, предотвращающим его пуск при снятом защитном ограждении или неплотно закрытой крышке.

Тестомесильные машины непрерывного и периодического действия со стационарной емкостью должны быть закрыты сверху крышкой, сблокированной с приводом месильных устройств.

Подача сырья в тестомесильные машины должна быть механизирована.

Отсеки бункеров бункерных тестоприготовительных агрегатов должны быть оснащены предохранительными решетками, сблокированными с пусковыми устройствами приводов агрегатов.

Конструкция тестоспусков должна предусматривать надежное защитное ограждение, исключающее попадание обслуживающего персонала в тестоспуск.

Делительные головки и травмоопасные движущиеся механизмы тестоделительных машин должны быть оснащены защитными ограждениями, сблокированными с пусковым устройством привода тестоделительных машин.

Опасная зона передвижной тестоделительной машины с укладчиком заготовок должна быть оснащена защитным ограждением по всей ширине люльки. Направляющие должны иметь ограничители хода тележки и концевые выключатели привода машины.

Прокатывающие валки, зубчатые, цепные и клиноременные передачи тестозакаточных и тестоокруглительных машин должны быть оснащены защитным ограждением, сблокированным с пусковым устройством приводов машин.

Опасная зона рабочих органов (штампы и др.) формующих машин должна быть оснащена защитными ограждениями, сблокированными с пусковым устройством привода формующих машин.

Защитные ограждения зоны действия ножей механизмов для надреза тестовых заготовок должны быть сплошными и сблокированными с приводными устройствами ножей для их отключения и предотвращения пуска при снятии ограждений.

Делительно-формующий механизм делительно-закаточных агрегатов должен быть оснащен защитным ограждением, изготовленным из прозрачного прочного материала, сблокированным с пусковым устройством делительно-закаточных агрегатов.

Зона раскатки теста натирочных машин должна быть оснащена защитным ограждением, сблокированным с пусковым устройством натирочных машин.

Механизм формирования машин, формирования сухарных плит должен быть оснащен защитным ограждением, сблокированным с пусковым устройством машин.

Машины для укладки хлеба в лотки, шахты подъемника и снижателя хлебоукладочных агрегатов должны иметь сплошные ограждения из прозрачного прочного материала или сетчатые ограждения, сблокированные с пусковыми устройствами электродвигателей для их отключения и предотвращения пуска при открывании и снятии ограждений.

Приемные воронки машин с режущими механизмами для приготовления хлебной мочки должны иметь защитную решетку, сблокированную с пусковым устройством привода машин.

Защитные ограждения рабочих органов машин для чистки и смазки листов и лотков должны быть сплошными, разъемными с проемами для прохода листов и лотков.

Зона резки хлеборезальных машин должна быть оснащена сплошным ограждением, выполненным из прозрачного прочного материала, сблокированным с приводом и тормозным устройством ножей.

Движущиеся части привода и кассет, а также барабаны конвейеров хлеборезальных машин должны быть закрыты сплошным защитным ограждением. Верхние откидные щиты ограждения должны быть сблокированы с пусковыми устройствами конвейеров.

Заверточные машины и автоматы должны иметь блокировку, отключающую привод машин при обрыве ленты оберточного материала.

ГОСТ 31529–2012 «Межгосударственный стандарт. Машины и оборудование для хлебопекарной промышленности. Требования безопасности», п. п. 6.1, 6.4, 6.5 раздела 6, п. п. 8.1.2, 8.1.10, 8.2.1- 8.2.3, 8.2.5, 8.2.6, 8.2.8−8.2.14, 8.4.2, 8.5.1, 8.5.3, 8.5.5−8.5.7 раздела 8

23

Узлы оборудования, являющиеся опасными для обслуживания, поверхности ограждений и защитных устройств, должны быть окрашены в опознавательные цвета по ГОСТ 14202 и должны иметь знаки безопасности по ГОСТ 12.4.026

Бункеры и воронки для подачи сырья и устройства для выхода готовой продукции должны иметь конструкцию, обеспечивающую при загрузке и выгрузке безопасность обслуживающего персонала.

Конструкцией загрузочных устройств должно быть предусмотрено исключение выброса сырья наружу.

Все движущиеся, вращающиеся и выступающие части оборудования, вспомогательных механизмов, если они являются источником опасности для людей, должны быть надежно ограждены или расположены так, чтобы исключалась возможность травмирования обслуживающего персонала. Защитные ограждения — по ГОСТ 12.2.062.

Применяемые в оборудовании подвижные противовесы следует помещать внутри него или заключать в прочные и надежно укрепленные ограждения.

Съемные, откидные и раздвижные ограждения рабочих органов — по ГОСТ 12.2.003. Легкосъемные ограждения оборудования должны быть сблокированы с пусковыми устройствами электродвигателей для их отключения и предотвращения пуска при открытии или снятии ограждений.

Опасные зоны рабочих органов, которые конструктивно невозможно оградить, должны иметь бесконтактную блокировку (например, фотоблокировку).

При необходимости наблюдения за работой узлов и механизмов оборудования, являющихся источником опасности для людей, должны применяться сплошные ограждения из прозрачного прочного материала или сетчатые ограждения. Для обеспечения притока воздуха допускается применять жалюзи.

Расстояние между ограждениями, изготовленными из перфорированного материала или сетки, и опасным элементом приведено в таблице 1.

Для откидных, съемных, раздвижных и подвижных элементов стационарных ограждений должны быть предусмотрены скобы и ручки. Сила снятия или открытия, установки их вручную не должна превышать 40 Н (4 кгс) при использовании более двух раз в смену и 120 Н (12 кгс) — при использовании один-два раза в смену.

Должны быть предусмотрены автоматическое отключение энергопитания и остановка оборудования с одновременным срабатыванием световой или звуковой сигнализации в случаях возникновения травмоопасности.

Сигнальные устройства, предупреждающие об опасности, должны быть выполнены и расположены так, чтобы обеспечивать распознаваемость и слышимость сигналов в производственной обстановке.

Крышки люков, если их открытие создает опасность для обслуживающего персонала, должны быть оснащены блокирующим устройством, предусматривающим отключение механизмов и невозможность их включения при открытой крышке.

Зоны наполнения тары продуктом, закатывания и/или укупоривания должны быть ограждены сплошным кожухом с боковых сторон.

Наполнители должны иметь блокирующее устройство, исключающее выдачу продукта при отсутствии тары.

Оборудование, травмоопасность которого может возникнуть под влиянием перегрузки, нарушения последовательности работы механизмов, падения напряжения в электрической сети, а также давления в пневмо- или гидросистеме ниже допустимых предельных значений, должно иметь соответствующие предохранительные устройства и блокировки.

ГОСТ 12.2.124−2013 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Оборудование продовольственное. Общие требования безопасности», п. п. 4.10, 4.11 раздела 4, п. п. 9.1, 9.7−9.15 раздела 5

24

Поступление технологических материалов к режущим, измельчающим, дозирующим и другим рабочим органам должно быть с механизированной или автоматизированной подачей без дополнительного ручного регулирования (разравнивания, подпрессовывания, дозагрузки и пр.).

Приемные горловины питающих механизмов, загружаемых вручную, должны иметь закрытую часть длиной не менее 850 мм, препятствующую попаданию рук оператора к рабочему органу (кроме малогабаритной техники).

Подающие устройства с захватывающими, зажимными, подпрессовывающими или подъемными элементами должны быть ограждены со всех сторон, за исключением мест прохождения технологического материала.

Места прохождения технологического материала, являющиеся рабочей зоной операторов при технологическом обслуживании, должны быть снабжены дополнительными средствами защиты, исключающими производственную опасность.

Рабочие органы (битеры, питатели, звездочки, решета и т. п.), которые в процессе работы могут забиваться технологическим материалом или посторонними предметами, должны быть оборудованы средствами предохранения, реверсирования, автоматического отключения, сигнализации и самоочистки. Конструкцией средств должно быть предусмотрено исключение возможности самопроизвольного их включения и выключения.

В случаях ручной очистки забившихся рабочих органов должна быть обеспечена безопасность очистки и доступ к ним.

Требования к конструкции, средствам защиты конвейеров (в том числе кормовых и навозных), а также к размещению их в производственных зданиях, галереях, тоннелях и на эстакадах — по ГОСТ 12.2.022. Конвейеры или их части, расположенные вне производственных помещений, должны быть защищены от воздействия атмосферных осадков.

Способы, применяемые для предотвращения примерзания или смывания с конвейера транспортируемого груза, должны быть отражены в эксплуатационной документации.

Разгрузочные части конвейеров должны быть снабжены устройствами, предотвращающими пыление и разбрасывание груза (спускные рукава, фартуки и т. п.).

Наружные поверхности всех защитных ограждений приводов и карданов должны быть окрашены в отличительный сигнальный цвет: красный или желтый. Допускается вместо сплошной окраски нанесение трех-четырех полос сигнального цвета под углом 45° на поверхности плоских защитных ограждений.

Не допускаются подтекания и каплепадения топлива, моторного и трансмиссионного масел, смазочных материалов, рабочих жидкостей гидросистемы и других технических жидкостей через прокладки, сальники, заливные, контрольные и спускные пробки, в соединениях топливопроводов и других соединительных элементов сельскохозяйственных машин.

Защитные ограждения должны соответствовать ГОСТ 12.2.062.

Откидные и раздвижные ограждения, применяемые для машин и их рабочих органов, требующих ежесменных осмотров, наладки и ремонта, необходимо присоединять к неподвижным частям машин навесками, петлями и через направляющие.

Съемные ограждения следует применять для машин и их рабочих органов, не требующих осмотра и наладки в течение межремонтного (межсезонного) периода работы, и крепить замками, болтами, винтами, шпильками.

Крышки и дверцы ограждений, откидывающиеся вверх, должны иметь надежную фиксацию.

Ограждения опасных движущихся рабочих органов машин и оборудования должны иметь блокировки, исключающие работу при открытых рабочих органах.

Элементы машин, которые могут быть повреждены животными и привести к опасным ситуациям, должны иметь ограждения.

Поворотные звездочки скребковых конвейеров для раздачи грубых кормов и уборки навоза должны иметь устройства для самоочистки и легкооткрывающиеся сетчатые ограждения, предохраняющие людей и животных от травмирования.

Для безопасного использования мобильных транспортирующих и кормораздаточных машин необходимо предусматривать устройства, исключающие травмирование обслуживающего персонала и животных в процессе транспортирования материалов и раздачи кормов.

Натяжные устройства передач (цепных, ременных) кормораздатчиков должны обеспечивать регулирование без снятия защитного кожуха. Защитный кожух, под которым размещается натяжное устройство, должен иметь конструкцию, допускающую визуальный контроль качества регулирования (сетку, окно).

К каждой машине должно прилагаться руководство по эксплуатации.

На самоходных машинах должно быть предусмотрено легкодоступное место для хранения руководства по эксплуатации.

В руководстве по эксплуатации должны содержаться указания и полные сведения по всем аспектам безопасности, технического обслуживания и ремонта при нормальной работе машины, включая применение средств индивидуальной защиты в соответствии с ИСО 3600* [5], в частности:

а) способы входа и выхода оператора;

б) агрегатирование с тракторами (например, прицепные и навесные системы, вертикальная нагрузка на сцепное устройство, мощность двигателя, устойчивость (см. 10.3.9));

в) назначение органов управления, включая пояснение всех используемых символов (см. 7.3);

г) регулирование положения сиденья для обеспечения эргономичной позы по отношению к органам управления (см. 7.3.1);

д) способ пуска и выключения двигателя (см. 6.13);

е) расположение и способы открывания аварийных выходов (см. 4.4, 5.3);

ж) меры предосторожности относительно движущихся рабочих органов машины, выполняющих рабочий процесс;

и) использование опор для обеспечения устойчивости на стоянке;

к) общие требования по техническому обслуживанию и ремонту машины, а также по применению специальных инструментов (см. 4.2);

л) использование устройств для удержания частей машины в поднятом положении в процессе проведения ремонтных работ и технического обслуживания (см. 5.1.19);

м) замена трубопроводов в гидравлических системах блокировки (см. 5.2);

н) ручное обращение с отдельными узлами (см. 5.1.1);

п) правильный способ перемещения и поддомкрачивания машины (см. 11.1);

р) проверка безопасного положения опор при транспортировании;

с) опасности, связанные с воздушными линиями электропередачи, в том числе при максимальной рабочей высоте машины, превышающей 4 м;

т) опасности, обусловленные использованием аккумуляторных батарей и заполнением топливных баков (см. 10.4.2);

у) значения уровней шума при необходимости их декларирования (см. 5.1.18, 7.2.2);

ф) применение подъемников, в том числе домкратов и опор;

х) механическое соединение стационарных машин (оборудования) с внешним источником питания для предотвращения случайного отключения (см. 5.1.3, 6.8);

ц) размер (размеры) и давление в шинах;

ч) безопасный способ замены рабочих жидкостей;

ш) уровни вибрации машины при необходимости их декларирования (см. 7.2.3);

щ) дополнительная информация, включающая в себя:

1) назначение и использование машин только по назначению;

2) предэксплуатационное регулирование (отладка) узлов и механизмов (если не выполняется дилером);

3) меры пожарной безопасности;

4) безопасная очистка рабочих органов от забиваний технологическим материалом в процессе работы.

Знаки безопасности, касающиеся эксплуатации и технического обслуживания, должны быть четкими и сохраняться в течение всего срока службы машины.

Знаки безопасности должны соответствовать требованиям ГОСТ 26336 и ИСО 11684 [5].

Информационные знаки, связанные с эксплуатацией и ремонтом машин (оборудования), должны иметь цвет, контрастный с цветами других знаков безопасности на машинах (оборудовании).

Все машины должны иметь четкую и хорошо читаемую маркировку, содержащую, по крайней мере, следующую информацию:

— наименование предприятия — изготовителя машины;

— обозначение модели или типа;

— заводской номер (при наличии);

— год выпуска;

— дополнительную информацию — при необходимости.

Места для установки домкратов должны быть четко обозначены на машине, дополнительная информация должна быть приведена в руководстве по эксплуатации.

На машине должна быть информация, демонстрирующая специальные меры или особый способ использования машины для обеспечения необходимой устойчивости.

ГОСТ 12.2.042−2013 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Машины и технологическое оборудование для животноводства и кормопроизводства. Общие требования безопасности», п. п. 5.1.1−5.1.3, 5.1.10, 5.1.17 раздела 5, п. 8.1 раздела 8, п. п. 9.1.1—9.1.4, 9.1.7, 9.1.12 раздела 9, п. п. 10.3.3, 10.3.5, 10.3.14 раздела 10, раздел 12

25

Тракторы должны иметь два звуковых сигнала, включаемых из кабины, один из которых направлен вперед, другой — назад.

Уровень звука сигнала в направлении действия должен быть выше уровня звука внешнего шума трактора не менее чем на 3 дБА.

Тракторы должны оснащаться по требованию потребителя устройствами звукового и (или) светового оповещения, включающимися автоматически при включении передач заднего хода.

Конструкцией трактора должна быть исключена возможность самопроизвольного включения и выключения передач и приводов рабочих органов.

Тормозные системы тракторов должны обеспечивать безопасность работы в течение регламентированного срока службы при условии выполнения правил эксплуатации, обслуживания и регулировок, предусмотренных руководством по эксплуатации.

Требования к эффективности тормозных систем колесных тракторов — по ГОСТ ИСО 3450, гусеничных тракторов — по техническим условиям на конкретные модели тракторов.

Тракторы должны иметь транспортную и рабочую системы внешнего освещения, которые совместно должны обеспечивать требования 6.2.

Двигатели должны быть оборудованы устройством для экстренной остановки при аварийных ситуациях.

Конструкция системы питания, смазки и охлаждения должна исключать каплепадение топлива, масла и охлаждающей низкозамерзающей жидкости. Допускается каплепадение из дренажных трубок (отверстий) в предназначенные для этого емкости.

Элементы конструкции тракторов, которые могут представлять опасность при работе, обслуживании или транспортировании, должны иметь сигнальную окраску. Сигнальные цвета и знаки безопасности — по ГОСТ 12.4.026.

Движущиеся элементы конструкции, представляющие опасность, должны быть ограждены или снабжены средствами защиты, за исключением элементов, ограждение которых не допускается их функциональным назначением.

Защитные устройства и ограждения должны предохранять оператора от механического, теплового, химического и электрического воздействий при эксплуатации и обслуживании трактора.

Ограждения узлов и частей тракторов, подлежащих частому осмотру в процессе эксплуатации, должны быть открываемыми или быстросъемными.

Колесные тракторы должны быть оборудованы крыльями, если отсутствуют элементы конструкции, выполняющие их функции.

ГОСТ 12.2.121−2013 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Тракторы промышленные. Общие требования безопасности», п. п. 3.10−3.13 раздела 3, п. 6.1 раздела 6, п. п. 8.8, 8.9, 8.13 раздела 8, п. п. 9.1−9.3, 9.7 раздела 9

26

ЭД предназначены для эксплуатации изделий, ознакомления с их конструкцией, изучения правил эксплуатации (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования), отражения сведений, удостоверяющих гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, гарантий и сведений по его эксплуатации (длительность и условия работы, техническое обслуживание, ремонт и другие данные), а также сведений по его утилизации.

В ЭД, поставляемых с изделием, должна содержаться следующая информация:

— наименование страны-изготовителя и предприятия-изготовителя;

— наименование и обозначение изделия;

— основное назначение, сведения об основных технических данных и потребительских свойствах изделия;

— правила и условия эффективного и безопасного использования, хранения, транспортирования и утилизации изделия;

— ресурс, срок службы и сведения о необходимых действиях потребителя по его истечении, а также информация о возможных последствиях при невыполнении указанных действий (сведения о необходимых действиях по истечении указанных ресурсов, сроков службы, а также возможных последствиях при невыполнении этих действий приводят, если изделие по истечении указанных ресурса и сроков может представлять опасность для жизни, здоровья потребителя (пользователя), причинять вред его имуществу или окружающей среде либо оно становится непригодным для использования по назначению. Перечень таких изделий составляют в установленном порядке);

— гарантии изготовителя (поставщика) (в установленном законодательством порядке);

— сведения о сертификации (при наличии);

— сведения о приемке;

— юридический адрес изготовителя (поставщика) и/или продавца;

— сведения о цене и условиях приобретения изделия (приводит, при необходимости, изготовитель, поставщик либо продавец). Для изделий, разрабатываемых и/или поставляемых по заказам Министерства обороны, эти сведения и условия не приводят.

К ЭД относят текстовые, графические и аудиовизуальные (мультимедийные) КД, которые в отдельности или в совокупности дают возможность ознакомления с изделием и определяют правила его эксплуатации.

Номенклатуру ЭД, необходимую для обеспечения эксплуатации изделия, устанавливают в соответствии с таблицей 2.

ГОСТ 2.601−2013 «Межгосударственный стандарт. ЕСКД. Эксплуатационные документы», п. п. 4.1, 4.13 раздела 4, п. п. 5.1.1, 5.2.1 раздела 5

____________________________

* - Ответ «Да» на вопрос проверочного листа свидетельствует об исполнении проверяемым субъектом обязательного требования;

- Ответ «Нет» на вопрос проверочного листа свидетельствует о неисполнении проверяемым субъектом обязательного требования, т. е. о наличии нарушения;

- Ответ «Не относится» на вопрос проверочного листа свидетельствует, что соблюдение указанного обязательного требования не относится к виду деятельности проверяемого субъекта.

______________________________

Скачать документ

Дата публикации

24 мая 2018, 16:13

Поделиться в соцсетях